Экологические проблемы. Это словосочетание стало настолько при-вычным, что перестало обращать на себя внимание, как на что-то, действи-тельно заслуживающее первоочередного реагирования. В последние годы было озвучено столько «экологических страшилок», предсказаний «конца света», то под видом птичьего гриппа, то африканской чумы свиней, то глобального потепления, то озоновых дыр, парникового эффекта…
Когда-то давно известный политик сказал: «Чтобы в ложь поверили миллионы, она должна быть огромной». Если угроза глобальна, соответственно и суммы, выделяемые на противостояние ей должны быть космическими. В советские времена собирались строить плотину для изоляции Каспийского моря от залива Кара-Богаз-Гол, который, якобы, испарял слишком много воды, и был основной причиной обмеления Каспия.
К счастью, очередное повышение уровня моря по природным причи-нам наступило раньше, чем проект был реализован. Потом был проект поворота сибирских рек. Злобные капиталистические журналисты предрекали, что «советы» не реализуют безумный проект не потому, что устрашатся экологических последствий – у них просто не хватит денег. И, похоже, оказались правы.
Сегодня обсуждается новый «проект века» - сооружение судоходного канала между Каспийским и Азовским морями через Кумо-Манычскую впадину. Рабочее название проекта «Евразия». Идея не нова. Соединить некогда единый водоем собирались еще в середине позапрошлого XIX века. На одной из соляных застав служил в те далекие годы обрусевший немец Бергштрассер. Он организовал экспедицию на лодке по Манычу от его впадения в Дон до истоков. Путешествие продлилось около трех месяцев.
В своем отчете Гидрографическому управлению Российской академии наук этот путешественник рассказал, что сумел пройти по Манычу от Дона до Каспия. Не указал автор отчета небольшую деталь: водораздел между Западным и Восточным Манычем лодка преодолела… на верблюдах. А значительную часть пути от теряющегося в песках Восточного Маныча до Каспия лодку тащили волы. В отчете же авантюрист доказывал возможность водного пути между двумя морями – Черным и Каспийским. На основании своих «географических открытий» Бергштрассер пытался создать акционерное общество «Маныч», подал на этот счет прошение в соответствующие инстанции, а в Новочеркасске объявил подписку на добровольные пожертвования в пользу устройства нового водного пути.
В XXI веке все обстоит гораздо серьезнее. В Казахстане на шельфе Каспия найдено богатейшее месторождение нефти. Для транспортировки «черного золота» с целью обмена на конвертируемую валюту нужен мощный транспортный коридор. Волго-Донской канал не удовлетворяет необходимым требованиям. Во-первых, он имеет малую пропускную способность, а во-вторых, почти вдвое длиннее манычского пути. Президент Назарбаев высказал авторитетное мнение, что в случае отказа России от строительства канала «Евразия», его государство будет прокладывать трубопровод в обход России. На саммите Прикаспийских государств Президент В.В. Путин говорил о канале, как о деле решенном и не вызывающем сомнений.
Дела большой политики. Большие дела имеют большие последствия, в том числе и экологические. Проектирование канала такого масштаба подразумевает выделение соответствующих средств. В том числе и на экологическую составляющую проекта. В поселке Маныч вырос двухэтажный стационар Южного научного центра Российской академии наук. Ученые разных специальностей ведут постоянные наблюдения за явлениями и процессами в природном комплексе долины Западного и Восточного Манычей.
В пределах Республики Калмыкия и Ростовской области на озере Маныч-Гудило расположены участки двух биосферных заповедников – «Черные Земли» и «Ростовского». На обоих участках основную ценность представляют острова среди соленого озера. На островах гнездятся многие виды редких птиц, внесенных в Красные книги России и Международного союза охраны природы (МСОП). Само озеро включено в список водоемов особого международного значения, как место обитания водоплавающих и околоводных птиц.
Эти казенные фразы не могут передать того, что открывается глазам человека, попавшего на заповедные острова. Сотни розовых пеликанов, насиживающих кладки, десятки тысяч гнезд чаек, крачек, куликов, колпиц, цапель. А во время пролетов тысячи и тысячи гусей, журавлей. Не случайно долина Маныча известна, как один из самых мощных путей пролета птиц в Евразии.
Строительство и эксплуатация канала неизбежно приведет к значи-тельным колебаниям уровня воды в озере. Это, в свою очередь, ускорит процессы береговой абразии, то есть размывания островов, или приведет к их затоплению. Даже большой остров Водный в пределах заповедника «Ростовский», на котором обитают знаменитые манычские мустанги, может оказаться уничтоженным в течение ближайших десятилетий.
Ни администрации заповедников, ни их инспекторские службы не в состоянии что-либо противопоставить решению политиков для сохранения вверенного им природного достояния. Правда, есть надежда на мировой экономический кризис. Но кризисы приходят и уходят, а идеи остаются. «Евразия» относится именно к тем идеям, которые будоражат сознание поколений преобразователей природы.
А такие преобразования долина Маныча уже видела. Смелая мысль гидролога А.Л. Сахарова «напоить жаждущий край водой с ледников Эль-бруса», посетившая его в 1886 году во время обследования причин катастрофической засухи в Ставропольской губернии реализовалась в Кубань - Егорлыкском оросительном канале. Том самом, на головном сооружении которого несколько десятилетий красовался лозунг «Течет вода Кубань - реки, куда велят большевики».
Заповедники – эталоны дикой природы. По положению на их территориях не разрешена ни какая хозяйственная деятельность. Так что же, ждать и смотреть, сложа руки, затопит, или не затопит «Евразия» два участка ценнейшего природного достояния?
Может быть, в этом случае более уместна активная позиция: попытка создания искусственных островов – понтонов и приучение птиц к гнездова-нию на них. Тем более, что в мировой практике подобные проекты уже имеют положительный опыт реализации.
Искусственные острова смогут подниматься и опускаться вместе с ко-лебаниями уровня озера. Только проект должен быть упреждающим. Птиц нужно приучить к гнездованию на искусственных платформах до начала работ по строительству канала.
Главный вопрос в том, кто оплатит такой не дешевый проект? Вероятно, для начала нужно попытаться выполнить демонстрационную установку одного – двух понтонов, чтобы опробовать саму возможность такого решения проблемы. В случае удачи – искать средства на выполнение более масштабных работ.
Понятно, что искусственные платформы не в состоянии решить всех проблем, связанных с возможной утратой заповедных островов. Но они могут, по крайней мере, минимизировать возможные потери. Что же касается манычских мустангов, тут и понтонами делу не поможешь.
А.Д. ЛипковичЗам. директора государственного природного
биосферного заповедника по научной работе,
кандидат биологических наук
Опубликовано: журнал «100 наций» №7-9 июль-сентябрь 2009 г. С. 40-43.