То, что летом на Юге России бывает жарко – ни для кого не новость. Но жара прошедшего лета побила многие температурные рекорды. Так, 12 июля метеостанция Утта, расположенная в Республике Калмыкия, зарегистрировала максимальную за всю историю наблюдений в стране температуру воздуха: + 45,5ºС.
Глава Росгидромета Александр Фролов на основании данных озерных отложений заявил, что такого жаркого лета в России не было со времен Рюрика, то есть за последние более чем 1000 лет! По оценке руководителя Гидрометцентра Российской Федерации Романа Вильфанда, подобной жары, возможно, не случалось 5000 лет!
Жара вызвала острую пожароопасную и медицинскую ситуацию, засуху, которой в России не наблюдалось уже почти 40 лет, из-за которой погибли как минимум 10 млн. га посевных площадей из 48 млн. засеянных. Из-за аномальной жары резко поднялись продажи охлаждающих напитков, мороженного, вентиляторов и кондиционеров. Люди тяжело переживали необычайную жару.
Особенно страдали жители крупных городов. Раскаленные на солнце стены домов, бетон и асфальт дорожных покрытий создавали тяжелые условия. Горожане искали спасения под волнами прохладного воздуха из сплит систем и кондиционеров, включали вентиляторы, плотно закрывали на день окна, пытаясь сохранить остатки ночной прохлады. Дети и молодежь целыми днями купались в фонтанах, а в тех городах, где есть подходящие реки – проводили время на пляжах.
Для жителей сельских районов, работающих на открытом воздухе, жара тоже стала не легким испытанием. Перегревалась техника, сухая пыль проникала буквально везде, скрипела на зубах, покрывала слоем салоны автомобилей и кабины тракторов, густыми клубами вздымалась за проезжавшим по проселкам транспортом. Пересохли сотни мелких прудов, из-за чего на многих фермах возникли проблемы с водопоем животных.
Что же случилось с нашим климатом? Может быть, это кара за многочисленные проступки и преступления против природы? То самое «глобальное потепление», на борьбу с которым международные экологические организации предлагают тратить космические суммы? Или это – просто единичное необычно жаркое лето, которое в будущем компенсируется более прохладной погодой, и в целом климатические показатели окажутся в пределах средних многолетних значений?
Ответ на этот вопрос можно найти в трудах ученых климатологов. Оказывается, вопрос об изменении климатических условий привлекает все более возрастающее внимание, как ученых многих стран, так и потребителей климатической информации. Это и понятно, ведь другой климат – это и иное размещение сельскохозяйственных культур, промышленных предприятий, транспортных схем, селений, то есть всего жизненного уклада.
Изменение
климатических условий отмечается на планете повсеместно. Так, за 1000 – 1910
годы температура воздуха изменялась в пределах 0,3 – 0,6ºС (от температуры
воздуха на
Прогнозы дальнейшего изменения климата строятся многими исследователями. В настоящее время имеется более двух десятков сценариев, причем различие в температуре воздуха по ним составляет 4,5ºС., и может быть оценено как максимальное, минимальное и наиболее правдоподобное. Так считают авторы серьезной монографии «Климат Ростовской области вчера, сегодня и завтра», опытные климатологи и метеорологи В.Д. Панов, П.М. Лурье, Ю.А. Ларионов. По их мнению, в целом для России средняя годовая температура, рассчитанная по комплексу моделей, к 2030 году увеличится на 2ºС.
К положительным последствиям таких изменений можно отнести влияние на отопительный период. К середине XXI века его продолжительность в Ростовской области может сократиться на 30 дней.
Может значительно ухудшиться комфортность проживания и возрастут риски, связанные со здоровьем населения. Высокие максимальные температуры, большее количество жарких дней и волн тепла могут привести к более высоким показателям смертности и серьезных заболеваний в группах престарелых и среди малоимущих слоев городского населения.
Прогнозируется повышенный спрос на электроприборы для охлаждения воздуха, в связи с чем возможно снижение надежности электроснабжения.
Прогнозируется изменение ландшафтной структуры равнин Юга России. Так в Ростовской области, которая сегодня располагается в степной, сухо-степной и, фрагментарно, полупустынной ландшафтной зонах, могут значительно измениться взаимные соотношения и площади указанных зон. Еще в 80-е и 90-е годы прошлого века ученые предсказывали, что «к концу первой четверти XXI века должно произойти перемещение ландшафтных зон в более высокие широты на расстояние, достигающее 15º».
По этим прогнозам на Северном Кавказе степная зона сменится зоной ксерофитной субтропической растительности (сухие субтропики), одновременно сухие степи Калмыкии и Астраханской области сменит пустыня среднеазиатского типа. Пустыня займет и значительную территорию восточной части Ростовской области.
Такие изменения климата неизбежно скажутся на сельском хозяйстве региона. Потери валового урожая традиционных полевых культур в Краснодарском крае и значительной части Ростовской области возрастут на 5 – 15%. Возможно потребуется серьезная корректировка сложившейся структуры сельского хозяйства, вплоть до изменения его отраслевой направленности.
Изменится и область распространения многих инфекционных заболеваний. Сдвиг границ ландшафтных зон приведет к расширению на север природных очагов таких особо опасных инфекций, как малярия, крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Западного Нила. Последняя уже проявила себя в Астраханской и Волгоградской областях. С 16 июля по 26 августа текущего года в Волгоградской области зарегистрировано 170 случаев заболевания людей, 6 из которых имели летальный исход. В Астраханской области заболело 73 человека, причем 51 – в областном центре.
Прогнозы ученых – область интересная, но для большинства рядовых людей кажущаяся не очень актуальной. Более реальны последствия летней жары в виде массовых лесных и степных пожаров, засухи и суховеев. Сопутствующий этим явлениям рост цен на продукцию растениеводства - очевидная реальность. И эта реальность должна помочь сделать определенные выводы. Думается, что по результатам аномальной жары прошедшего лета будет проведена «работа над ошибками».
К таковым можно отнести тяжелое положение лесной отрасли хозяйства, а в некоторых случаях просто бесхозность искусственных древесных насаждений. Оказалось, что искусственные лесополосы, на создание которых были в свое время затрачены большие государственные средства, сегодня не имеют хозяина, а, следовательно, не кому предъявлять претензии в случае порубок, или поджогов этих насаждений. Там, где нет хозяина, особенно трудно противостоять природной стихии.
Видимо, необходимо ориентировать службы ЖКХ не только на традиционную «подготовку к зиме», но и на подготовку к летней жаре. Ведь во многих городских квартирах жильцы страдали не только от высокой температуры, но и от смрада затопленных нечистотами подвалов. Не нужно быть профессиональным эпидемиологом, чтобы понять, что в условиях жары велика опасность возникновения и быстрого распространения заболеваний, особенно в крупных городах.
Наше общество перенесло настоящий тепловой удар. Последствия его многогранны. Так же многогранны должны быть выводы и уроки, извлеченные из этого экстремального явления природы, тем более что есть достаточно оснований ожидать превращения его из чрезвычайной ситуации в сезонные будни.
А.Д. Липкович
Опубликовано в журнале «100 наций» №7-9 (84-86) 2010 г.Всего комментариев: 0 | |
Научные статьи [32] |
Новости [216] |
Экологическое просвещение [21] |
СМИ о заповеднике [2] |
Мероприятия [40] |
Документы [4] |
3 февраля 2008 года в г.Мадриде (Испания) Государственный природный заповедник «Ростовский» был включён во всемирную сеть биосферных резерватов.